Martin

mlogo

   Уже почти два столетия C.F. Martin & Company радует своих поклонников высочайшим качеством изготовления музыкальных инструментов.

В их числе Eric Clapton, Tom Petty, Elvis Presley, Johnny Cash, Mark Knopfler, John Mayer, Sting, Eric Johnson, Buddy Guy – этот список признанных икон гитарной музыки можно продолжать до бесконечности.

Достижения шести поколений cемьи Martin производят серьёзное впечатление: революционные акустические гитары, прекрасные мандолины и укулеле, замечательные гитарные струны и многое другое.

 

Дела давно минувших дней

 

Christian Frederick Martin родился в 1796-м году в Германии в потомственной семье немецких столяров. В возрасте 15-ти лет, его отец, который тоже занимался изготовлением гитар отправил сына на учёбу и стажировку в Вену к одному из лучших гитарных мастеров того времени Johann Georg Stauffer.

После успешного завершения обучения и возвращения домой Christian решил открыть свою гитарную мастерскую и начать производить гитары.

Но не тут то было!

Дело в том, что в те времена, для того чтоб законно иметь возможность заниматься определённым выгодным ремеслом необходимо было обязательно иметь членство в определённой гильдии.

Эта традиция пошла ещё со Средних Веков и продержалась в консервативной Западной Европе почти до начала 20-го века.

 

 

Несмотря на то, что акустические гитары были тогда ещё малопопулярным инструментом – права на их изготовление и продажу сразу же заявила Гильдия скрипичных мастеров. А с любыми конкурентами тогда боролись значительно страшнее чем сейчас. В конце концов, после десятилетней немецкой бюрократии и волокиты, Martin всё-таки смог отстоять своё законное право на изготовление и продажу гитар. Но эта бессмысленная борьба его так утомила, что он решил последовать пути многих своих соотечественников и переехать жить в более перспективные США.

Где в 1833-м году и была успешно основана компания C. F. Martin Guitars.

 

 

X-Brass

 

Одно из первых изобретений приписываемых историками Martin стала система X-Brass – внутренний каркас гитары стал выполняться в виде креплений в форме буквы Х. В 1850-х годах её использовали практически все немецкие мастера эмигранты. В тоже время в Западной Европе продолжали использовать систему склейки Fan-bracing, которая представляла собой простую систему поперечных креплений.

Следует отметить, что звучание гитары с системой X-Brass считалось более грубым и не эстетичным для того времени, но американские мастера, в том числе Martin и Washburn продолжали упорно её использовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё кардинально изменилось в начале XX-го века, когда на смену струнам из сухожилий животных пришёл металл.

Акустическая гитара становилась всё более популярным инструментом, залы для концертов становились всё вместительней и началась погоня за громкостью. И вот тут конструкция X-Brass пришлась как нельзя кстати: со стальными струнами она звучала значительно звонче, громче и отчётливей любых других конкурентов.

Репутация Martin как первоклассного производителя гитары росла как на дрожжах, производство увеличивалось с каждый годом. Ассортимент инструментов был серьёзно расширен – кроме различных моделей гитар началось производство мандолин и укулеле.

В одном только 1928-м году было произведено более 5000 инструментов – сумасшедшая цифра для того времени, поскольку все инструменты продолжали по сути изготавливаться вручную.

 

 

Акустическая революция

 

Вторая знаковая инновация в гитарной индустрии произошла в 1929-м году. И она произошла тоже не без участия Martin.

До того времени, акустические гитары шли, как правило с 12-ти ладовыми грифами. Известный исполнитель банджо Perry Bechtel предложил сделать гитару с 14-тью ладами. Основным аргументом было то, что гитара с 14-тью ладами станет более универсальным инструментом, а также существенно расширится диапазон звучания. F.H. Martin, управлявший компанией в то время, внимательно изучил эту оригинальную просьбу и в конце концов дал добро. И уже скоро на суд общественности была представлена новая акустическая гитара получившая название Orchestra Model.

Успех новинки был такой ошеломляющий, что в итоге через пару лет все акустические гитары Мартины начали выпускаться только с 14-тью ладами и это стало новым стандартом в индустрии изготовления гитар в США.

 

 

Dreadnout - тяжеловес в мире гитар.

 

Ещё одним краеугольным камнем современных стандартов акустических гитар стала модель «Дредноут», названная в честь гигантских английских кораблей Первой Мировой войны. Впервые представленная в 1916, она в отличии от предыдущей модели далеко не сразу смогла завоевать признание. По замыслу конструкторов, большой корпус с мощными увеличенными басами должен был идеально подходить для аккомпанемента вокала. Но, к сожалению в ту эпоху 100 лет назад ещё очень мало вокалистов использовали акустические гитары.

Так что, можно сказать эта революционная модель просто обогнала время. Лишь в 30-х годах, с возрастающей популярностью фолк-исполнителей, «Дредноут» смог покорить сердца гитаристов всего мира и в данный момент является самой распространённой конструкцией акустической гитары в мире.

Martin D-18 - легендарный дредноут 1938-го года выпуска.

 

 

Martin Strings

В 1969-м году было принято стратегическое и мудрое решение о приобретении компании J. D’Addario Darco Music. Таким образом, раз и навсегда решилась проблема поставщика гитарных струн. В 1974-м после ухода Джона Даддарио, подразделение было переименовано в Martin Strings – современное название, которое существует в наши дни.

Теперь можно было непосредственно влиять на процесс создания струн и добиться полного симбиоза двух производств.

По признанию большинства профессиональных гитаристов – струны Martin для акустической гитары являются наиболее отзывчивыми из всех присутствующих на рынке.

 

 

Они настолько понравились Эрику Клэптону, что он сам предложил стать эндорсером: «Где бы я не играл на гитаре – в студии или на сцене, только струны Мартин звучат так, как бы мне этого хотелось»

В результате этого сотрудничества были выпущены наборы Martin Eric Clapton Signature 12-54 и 13-56.

 

Всемирные достижения

 

В 1990-м году был преодолён рубеж в 500.000 изготовленных гитар - для сравнения: 90 лет назад за весь 1901-й было сделано всего 182 инструмента. А уже в 2004-м покорилась невиданная цифра в 1 миллион. Естественно, такую историческую веху следовало отметить как полагается, поэтому миллионный экземпляр был изготовлен с большой помпой полностью вручную из лучших редчайших сортов дерева, а также инкрустирован рубинами и бриллиантами. Его оценочная стоимость по забавному совпадению составляет $1,000,000 и вряд ли этот экземпляр будет когда-либо продан.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из обычных серийных инструментов, самым дорогим, возможно является старенький Martin D-28, проданный в 2009-м году на аукционе за $106,200. Цена обусловлена не столько заслуженной дряхлостью инструмента, сколько тем, что на нём бренчал сам Элвис.

Но наиболее ценными и желанными экземплярами для коллекционеров считаются модели Orchestra Model произведённые в период с 1929 по 1931 годы. 14 ладов, корпус Martin «000», увеличенная мензура 25.4”, гриф из цельного куска дерева - для многих гитаристов-гурманов именно эта модель являет собой абсолютный идеал акустической гитары со стальными струнами. Всё это логично привело к тому, что многие мастерские изготавливают многочисленные копии, пытаясь добиться именно «того» звучания.